Мацка – жемчужина российского оружейного мастерства.
В наше непростое и крайне динамичное время, когда среди предметов человеческого обихода практически не остается «одушевленных» вещей, большое значение и однозначную материально-психологическую ценность приобретают наследственные и приобретенные раритеты и различные предметы антиквариата.
И никто не будет отрицать, что из всего огромного разнообразия сохранившихся до наших времен старинных предметов ручной работы, самым волнующим и характерным для своей ушедшей эпохи, является оружие. Холодное или огнестрельное, охотничье или боевое, старое оружие обладает сильнейшей энергетикой и притягательностью, способной потревожить воображение даже далекого от прекрасного мира оружия «книжного червя».

И, несмотря на все разнообразие предпочтений, даже из живописнейшей палитры раритетного оружия, своей неповторимостью и изысканным изяществом резко выделяется классическое охотничье оружие. История великодушно донесла до нас не только красивые легенды и предания, но и великолепно сохранившиеся образцы редчайших моделей великих мастеров прошлого. Созданные век-полтора назад, эти ружья сохранили свою функциональность и неповторимую в наш техногенный век красоту и гармоничность.
В России, всегда являющейся имперской державой и содержащей огромную армию, развитию фабрикации охотничьего оружия, на государственном уровне, традиционно уделяли не особо много внимания. Но, вопреки всему, и на Русской земле всегда были легендарные мастера, во многом определяющие развитие конструктивной и художественной оружейной мысли. Одним из таких неординарных мастеров, является широко известный во всем оружейном мире Франц Осипович Мацка.
При всем обилии исторической информации на оружейную тематику, материалов про русских оружейных мастеров всегда было до обидного мало. Классические труды В.Е.Маркевича, С.А.Бутурлина и др., предлагают весьма лаконичные данные по данному вопросу.
Ф. О. Мацка — самый, пожалуй, знаменитый среди отечественных оружейных мастеров, изготовлявших штучные ружья высокого разбора. Почти всю свою жизнь Франц Осипович прожил на территории Росси, несмотря на то, что по национальности он является чехом. Свою карьеру в сфере изготовления оружия начал в подмастерьях у известного оружейника Гонно, работающего в Санкт-Петербурге. От него Мацка и получил секреты и тонкости мастерства создания оружия для охоты. Самостоятельно Франц Осипович начал работать в 1883 году.
Мацка всегда занимался изготовлением только штучных изделий, каждое из которых создавалось по уникальному заказу для конкретных охотников. Поэтому его ружья не продавал ни один оружейный магазин. Но в то же время он мог заниматься переделкой, а также ремонтом ружей, производимых другими мастерами. Уйма объявлений о предоставлении таких услуг сохранилась в архивах прессы того времени. Мастер с поразительной быстротой завоевал известность, о чем убедительно свидетельствует заметка в журнале «Природа и охота» за 1885 г. (№ 2, с. 40). В ней один провинциальный охотник рассказывает, как он, приехав в Петербург для выяснения некоторых вопросов, связанных с охотничьим оружием, счел необходимым обратиться к лучшим столичным оружейникам. И пошел советоваться с Гонно и... Мацкой. А ведь последний только второй год работал самостоятельно! Получается, что всего за два года самостоятельного изготовления охотничьего оружия он сумел добиться удивительных результатов, и его фамилия стала упоминаться наряду с фамилией Гонно – его учителя. Последующие отзывы о его деятельности, казалось, соревнуются между собой в количестве лестных и восхищенных высказываний в адрес талантливого оружейного мастера.
Как и любой другой мастер-штучник, будь то Гонно или Алешкин, Перде или Лебо, Мацка сам стволы не изготовлял, а получал их от крупных металлургических предприятий. В разные годы он ставил на свои ружья стволы из дамасской или литой стали различных марок (Леопольда Бернара, Витворта, Сименса, Круппа и др.). Самостоятельно стволы не изготовлял никто из мастеров, создающих штучные модели. И, несмотря на то, что стволы не делались самостоятельно, все ружья штучного производства были отлично сбалансированы.

Самостоятельно Мацка работал 22- 23 года, а за год он делал примерно по 20 ружей (но не более 25). Следовательно, за все время своей деятельности мастер создал примерно 450, но никак не больше 500 ружей.
Мацка делал двуствольные гладкоствольные курковые и бескурковые ружья с замками различных систем, в том числе и бескурковки с замками на боковых досках, преимущественно 12 калибра. Изготавливал мастер также двуствольные «парадоксы», крупнокалиберные штуцера, штуцера-экспрессы (под дымный порох), штуцера-нитроэкспрессы (под бездымный порох).
В Государственном Историческом музее хранится два экземпляра ружей легендарного оружейника. Одно из них представляет собой двуствольное охотничье оружие со стволами, спаренными горизонтально. Правый ствол выполнен в виде цилиндра, а левый - чоком с сужением в 0,8 мм. Замки в этом ружье расположены на боковых досках, а патронник предусмотрен для использования патронов с латунными гильзами. Второе ружье является 24-калиберной двустволкой, оба ствола у которой имеют сужение в полмиллиметра. Такое оружие для охоты было бы очень эффективным и в наши дни.
Наиболее совершенным ружьем, изготовленным Мацкой, по праву считается «парадокс», который был создан по заказу С.А. Бутурлина. Принцип работы ружья основывался на системе Ивашенцова. Оно имело стволы 24 калибра и характеризовалось идеальным балансом. Владелец мог попасть в лося с расстояния в 300 м. Высокая точно была обеспечена семью нарезами чока в 2,5 сантиметра.
К сожалению, приходится встречать ружья Мацки с переделанными или заново сделанными ложами таких форм, что они полностью искажают первоначальный вид оружия; по таким переделкам невозможно составить верного представления о работе мастера.

Согласно объявлению самого Мацки от 1885 г., он делал гладкоствольные ружья высшего разбора по 350 руб., штуцера — по 400 руб., а «ружья второго разбора» — по 200 руб. В последующие годы гладкоствольные ружья он изготавливал по цене от 250 до 600 руб., чаще всего — по 350-450 руб.
С. А. Бутурлин писал: «...Всякий, захаживавший частенько в мастерскую Ф. О. Мацки, знает, что с утра и до ночи его можно видеть работающим за станком...» («Псовая и ружейная охота», 1900, кн. VIII., с. 57).
Но заслуга Ф. О. Мацки не только в том, что он оставил нам великолепные по всем показателям ружья, но и в том, что он воспитал талантливых учеников — Б. Ф. Ружичку и К. П. Маслова, ставших со временем знаменитыми оружейниками.
По оценкам мировых экспертов, охотничьи ружья Мацки не уступали качеством самым лучшим ружьям, изготовленным английскими оружейниками. А ведь в то время английские ружья считались эталоном качества и отделки!

Мастер спорта СССР С.П. Качинкин (3-й слева) с ружьем Ф.Мацка. 1948 г. Стенд ВЦСПС "Останкино"
Но мастер-одиночка был не в состоянии конкурировать с крупными предпринимателями. Под конец своей карьеры Мацка едва сводил концы с концами. В мире сохранилось очень немного ружей, изготовленных этим талантливым мастером своего дела.
К сожалению, никто из крупных оружейников не смог по достоинству оценить перспективы, которые могли открыться, благодаря сотрудничеству с Фридрихом Осиповичем Мацкой. Знаменитый мастер скончался в 1906 году, а его мастерская, согласно завещанию владельца, перешла к К.П. Маслову, который именовал себя преемником Ф.О.Мацки, но так и не смог достичь тех же вершин, что и знаменитый оружейный виртуоз.
http://www.miroh.ru
http://weaponland.ru
http://www.zatrofeem.ru