Отечественные оружейники.Мастер Маслов.
Калининградский охотничий клуб
История охотничьего огнестрельного оружия, закономерность смены его систем, анализ ружейного производства (кустарного, мануфактурного, заводского), применение тех или других типов ружей на различных охотах в разных регионах - все это представляет несомненный интерес для историков науки и техники, экономистов и охотоведов. Эволюция систем охотничьего оружия неразрывно связана с историей ряда наук (физики, химии, оптики, баллистики), с прогрессом металлургии и становлением машинного производства. Без знания особенностей применения огнестрельного охотничьего оружия на охоте невозможно понять историю пушного и зверобойного промыслов, игравших и продолжающих играть немалую роль в экономике нашей страны. И, наконец, художественно оформленные охотничьи ружья являют собой замечательные образцы прикладного искусства и служат украшением многих музеев мира. Оформление ружей менялось во времени, и эти изменения стилей - часть истории прикладного искусства.
Однако история охотничьего оружия - это не только эволюция систем, смена материалов и метательных составов, это также и история предприятий и тех людей, которые создавали и украшали ружья. Иначе говоря, это судьбы тысяч и тысяч талантливых конструкторов и изобретателей, инженеров и технологов, испытателей и сборщиков, ствольщиков и граверов. Это, безусловно, и судьбы тех, кто писал замечательные книги об охотничьем оружии и обучал охотников пользоваться им.
Все это заставляет внимательно относиться к вопросам производства и применения охотничьего оружия в прошлом и настоящем. К сожалению, приходится признать, что историю отечественного охотничьего оружия мы знаем из рук вон плохо. До сих пор нет обобщающих работ, посвященных истории производства ружей в нашей стране. Мы не знаем годов жизни многих знаменитых мастеров, условий их работы, количества сделанных ими ружей; не имеем точных данных о том, какие модели, когда и в каком количестве выпускали частные фабрики и казенные заводы.
В последние годы в нашем журнале был опубликован ряд материалов об отечественных оружейниках прошлого и настоящего, вызвавших большой интерес у читателей. Это статьи о таких людях, как конструкторы С. И. Мосин ("Охота и охотничье хозяйство", 1981, № 4), А. П. Ивашенцов (1982, № 1), Д. М. Кочетов (1982, № 10); оружиевед В. Е. Маркевич (1983, № 3); мастера Аверины (1980, № 12), Ф. О. Мацка (1982, № 1), И. Л. Алешкин (1983, № 1), И. Ф. Петров (1983, № 5), И. Арта-ри-Коломба (1984, № 1), И. Ильин (1984, № 6). Это и материалы о наших современниках - инженере Н. Л. Изметинском (1980, № 9); мастерах Л. М. Васеве (1979, № 5), В. И. Фалалееве (1980, № 2), А. П. Хруслове (1981, № 12).
С этого номера мы начинаем публиковать материалы под общей рубрикой "Отечественные оружейники", в которых будет освещаться деятельность тех, кто внес заметный вклад в конструирование, производство, украшение охотничьего оружия, а также тех, кто написал замечательные книги о ружьях.
Более полувека прошло с тех пор, как я начал охотиться. По сохранявшейся еще тогда традиции, многие ленинградские охотники объединялись в охотничьи кружки. Кружок, в который я попал, состоял в основном из профессуры ленинградских вузов. Они заинтересовали меня не только охотой, но и всем связанным с ней, в частности охотничьим оружием. От них я узнал, что первый мастер, начавший изготовление высококлассного оружия в Петербурге, был Август Гонно, мастерская которого обслуживала старейший петербургский оружейный магазин братьев Лежен. Учеником Гонно был знаменитый мастер Ф. О. Мацка, а учеником последнего - К. П. Маслов.
Мне лишь однажды удалось видеть работу Гонно: бескурковое двуствольное ружье 20 калибра со стволами из Дамаска Леопольда Бернара, длиной около 68 см. Правый ствол был цилиндр, левый - с небольшим напором. Запирание осуществлялось рамкой Перде, замки - на съемных досках. Все металлические части были покрыты мельчайшей гравировкой арабесками и букетами. На длинной английской ложе из прекрасного ореха находилась золотая овальная пластина с императорской короной и инициалами "AIII", что позволяло предположить, что ружье принадлежало Александру III. Надпись на стволах "Август Гонно в Петербурге" была сделана по-французски, номер ружья небольшой, двузначный. Ружей, изготовленных подмастерьем Гонно - Мацкой, мне пришлось видеть много. Несмотря на разнообразие очертаний отдельных деталей, все они обладали определенным стилем, позволявшим отличать их от аналогичных ружей иностранных мастеров. Большинство ружей Мацка было 12 калибра; легких ружей он не делал, даже самые короткоствольные (стволы длиной не более 65 см) весили свыше 3,2 кг. Характерной была и гравировка арабесками и букетами. Подробно об этом мастере уже рассказывалось в нашем журнале ("Охота и охотничье хозяйство", 1982, № 1).
Мацка скоропостижно скончался в 1907 г., а его мастерская вместе с рядом неоконченных заказов перешла к его ученику К. П. Маслову.
Константин Петрович Маслов родился в Петербурге 16.4.1880 г. в семье мелкого чиновника. Детство его было трудным, отец умер, когда Косте было семь лет, и семья жила на заработок его трех сестер-белошвеек. В восемь лет он был отдан в трехклассную школу, по окончании которой поступил в Училище барона Штиглица (ныне художественное училище им. В. И. Мухиной), где его "учили рисовать и читать чертежи". Однако отсутствие средств не позволило Косте закончить образование, и один из его родственников устраивает мальчика учеником к оружейнику Мацке сроком на пять лет. Мацка назначает ему плату: сначала 1 рубль в день, через месяц увеличил до 1 руб. 50 коп., через два года платил уже 2 руб., а через четыре года - 3 рубля. В своих заметках Константин Петрович писал: "Работать приходилось много- 10-12 часов в сутки, с часовым перерывом на обед, а иногда еще дольше, столько, сколько работал Мацка. Воскресенья и праздники были полными днями отдыха". По окончании обучения Мацка оставляет Маслова своим помощником, доверяя ему любую работу, в том числе прием и выдачу заказов и расчет с заказчиками.
Получив мастерскую, Маслов с семьей переезжает в квартиру Мацки, заканчивает незавершенные заказы. При этом на подушках стволов и колодок выбивает свое клеймо, иногда перед клеймом Мацки ставил клеймо "бывший" или перед своим - "преемник". Он продолжает нумерацию Мацки и его журнал заказов, по которому всегда можно было выяснить, кому, когда и за какую цену сделано то или иное ружье. Продолжая изготовление ружей, Маслов модернизирует их, ставя замки с модными в то время хрустальными окошечками, через которые были видны взведенные золоченые курки. Сохраняя тип ружей Мацки, он придает им известное изящество, увеличивает выпуск ружей 20 калибра, в том числе собирает двадцатки системы А. П. Ивашенцова, на которые он ставит стволы из стали Витворта (о системе А. П. Ивашенцова см. "Охота...", 1982, № 1).
После гражданской войны Маслов работает на заводе, потом заведует оружейной мастерской Леноблохотсоюза, а по ее ликвидации работает оружейником в спортобществе "Динамо"; затем, до выхода на пенсию в 1953 г., оружейником в воинских частях. Константин Петрович был награжден орденом Красной Звезды и пятью медалями. Скончался он в 95 лет, 21.08.1975 г.
С Константином Петровичем меня познакомил в 1936 г. его последний заказчик Я. Б. Щукин, пригласивший поехать к нему в мастерскую и посмотреть, в каком состоянии находится его заказ, который уже давно ему делал Маслов. Поднявшись на второй этаж, я увидел на двери квартиры две блестящие медные дощечки. На одной стояло "Федор Осипович Мацка, оружейный мастер", на другой - "Константин Петрович Маслов". Дверь нам открыла невысокая женщина - Ольга Григорьевна Маслова, она провела нас в мастерскую.
Я впервые был в оружейной мастерской таких знаменитых мастеров и, естественно, что все интересовало меня: верстак с тремя тисками, в двух из которых были зажаты колодки разной степени готовности; третьи были пустыми, но окружавшие их опилки говорили, что они рабочие. Недалеко от верстака стоял токарный станок с ножным приводом; позднее Маслов объяснил, что на нем работал еще Мацка. Пока я рассматривал обстановку и задавал вопросы моему компаньону, к нам вышел Маслов, неся готовое ружье. Это был крупный и грузный мужчина с хитро и весело прищуренными глазами. Передав нам на рассмотрение свое последнее изделие (№ 465, 12 калибра), он принялся рассказывать, что все детали за исключением стволов и замков делал сам. Ружье было типичное для изделий Мацки - Маслова, хотя гравировка и была чуть погрубее; что же касается затылка ложи, то он был, как и у всех их ружей, без рогового затыльника: лишь в носок и пятку врезаны металлические пластинки, большей частью соединенные по краю затылка металлическими полосками для предохранения ложи от скалывания.
Это ружье было последним, сделанным К. П. Масловым.
В. Курбатов, охотник
"Охота и охотничье хозяйство № 01 - 1985 г."