Мацка Франц Иванович (Осипович), чех по национальностии, известный оружейный мастер Императорской России. Ружья которые изготавливал О.Ф.Мацка стали занмениты в начале 20 века.И по сей день Ружья Мацки или оружие которе сделал Мацка остаюся подлинными шедеврами Росиийской Оружейной культуры.+7 (8482) 732020

ОРУЖЕЙНИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ХIX — XX ВЕКОВ (продолжение)

Источник http://shotguncollector.com/2015/08/

ОРУЖЕЙНИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ХIX — XX ВЕКОВ (продолжение)

31.08.2015

Глава V. Ученики Мацки. Маслов и Ружичка.

К.П. Маслов (1880 — 1975)

В.В. Курбатов, знавший К.П. Маслова, написал (Охота и охотничье хозяйство, № 1, 1985 г.): «Константин Петрович Маслов родился в Петербурге 16 апреля 1880 года в семье мелкого чиновника. Детство его было трудным, отец умер, когда Косте было семь лет, и семья жила на заработок его трех сестер-белошвеек. В восемь лет он был отдан в трехклассную школу, по окончании которой поступил в Училище барона Штиглица (ныне художественное училище им. В. И. Мухиной), где его «учили рисовать и читать чертежи». Однако отсутствие средств не позволило Косте закончить образование, и один из его родственников устраивает мальчика учеником к оружейнику Мацке сроком на пять лет. Мацка назначает ему плату: сначала 1 рубль в день, через месяц увеличил до 1 руб. 50 коп., через два года платил уже 2 руб., а через четыре года — 3 рубля. В своих заметках Константин Петрович писал: «Работать приходилось много — 10-12 часов в сутки, с часовым перерывом на обед, а иногда еще дольше, столько, сколько работал Мацка. Воскресенья и праздники были полными днями отдыха». По окончании обучения Мацка оставляет Маслова своим помощником, доверяя ему любую работу, в том числе прием и выдачу заказов и расчет с заказчиками». Кроме пяти лет ученичества Маслов проработал у Мацки ещё восемь лет подмастерьем. После кончины не оставившего наследников мастера в 1907 году, Константин Петрович получил его имущество и продолжил дело по тому же адресу: Кабинетская улица, 12. Он заканчивает ружья, заказы на которые были приняты при жизни Мацки.

Ружья Мацки (вверху) и Маслова имеют один архетип.

«Ружья я изготовлял исключительно по заказам. Болванки стволов (полуфабрикат) получал из-за границы, преимущественно из Англии. По просьбе А. П. Ивашенцева сделал ружье с семью стволами для Шостенского порохового завода», — привёл слова Маслова в своей заметке М.Михайлов (Охота и охотничье хозяйство, №4, 1960), ещё один человек, знавший мастера лично. Он же оставил нам сообщение о золотой медали, полученной К.П. Масловым на «очередной выставке в 1913 году». Непонятно, что имелось в виду: Всероссийская выставка в Киеве или Промышленно-кустарная выставка в С.-Петербурге? Ответ на этот вопрос пока не найден, равно как и подтверждение следующих слов: «В 1916 году английский охотничий журнал признал, что ружья Маслова не уступают изделиям лучших мастеров Европы». По воспоминаниям В.В. Курбатова, после гражданской войны Маслов работал на заводе, потом заведовал известной старым питерским охотникам оружейной мастерской Леноблохотсоюза на Литейном проспекте 42, а после ее ликвидации работал оружейником в спортобществе «Динамо». Через его руки, как написал М. Михайлов, прошло 6 ружей С.М. Кирова. С введением советской властью монополии на внешнюю торговлю заказать что-нибудь за границей стало невозможно. Тем не менее, какой-то запас заграничных коплектующих, вероятно, некоторое время оставался в распоряжении Маслова. Из них в 1936 году было собрано ружьё 12 кал. № 465 . В.В. Курбатов назвал это ружьё «последним произведением» мастера. У Маслова никогда не было учеников или подмастерьев. Его единственным помощником была жена, по воспоминаниям М. Михайлова, умевшая хорошо воронить стволы. Ольга Григорьевна Маслова родила и воспитала семерых детей, за что была награждена орденом «Материнская слава» III степени. М. Михайлов написал, что в молодости она увлекалась охотой, и Константин Петрович в 1917 году собрал и подарил ей ружьё 24 калибра. Во время войны Маслов служил оружейником на Ленинградском фронте. Он был награждён орденом Красной звезды и пятью медалями. Во время блокады Ленинграда дом №12 на ул. Правды сильно пострадал. После войны Маслов продолжал работать вплоть до ухода на пенсию в 1952 году.

Дом по адресу: ул. Правды, 12 (со стороны ул. Социалистической) в блокадном Ленинграде.

На пенсии мастер иногда занимался ремонтом оружия в частном порядке. Его видели среди зрителей Московского чемпионата мира по стрелковому спорту 1958 года. Константин Петрович Маслов скончался 21 августа 1975 года в Ленинграде в возрасте 95 лет. В дореволюционных изданиях информации о Маслове, в отличие от Мацки, практически нет. Он упоминается в книге С.К. Лейдекера «Дробовое оружие» (1911 г.): «Пригнать к колодке Тульского завода нормальную или усиленную пару стволов, по данным А.П. Ивашенцова, я поручу ученику и преемнику Мацки – К.П. Маслову, талантливому оружейнику, которому посильно выполнение заказов на первоклассные ружья…в деле сборки и пригонки у Маслова мало соперников». Известно, что Маслов продолжил нумерацию Мацки. Самое раннее ружьё, которое я видел, имело номер 349. Это была бескурковка с замками Бразье льежского типа, «окошками» Скотта, запиранием рамкой и Webley Screw Grip, бельгийским основанием цевья, ствольным блоком с двумя чоками, изготовленным Льежской мануфактурой из стали завода «Коккериль», и надписью «К. Маслов в Петербурге» на стволах.

Ружьё Маслова № 349.

Двустволка № 349 демонстрирует преемственность от учителя — Мацки к ученику — Маслову во всём, что касается архетипа ружья. Надпись «К. Маслов  С-Петербург» на стволах говорит о том, что этот дробовик был закончен, когда Мацки уже не было в живых. На другом ружье № 369 имеются надписи, прямо указывающие на то, что Маслов являлся продолжателем дела Мацки: «бывший Ф. Мацка» — на коробке, «бывший Ф.О. Мацка» — на одном стволе и «К.П. Маслов в С. Петербурге» — на другом. Вряд ли эта надпись была данью уважения учителю. Фамилия Мацка говорила покупателю гораздо больше, чем фамилия его ученика. Думаю, именно поэтому горизонталка № 392 из коллекции Государственного исторического музея не имеет надписей, указывающих на Маслова, и атрибутирована как ружьё Мацки.


Ружьё Маслова №369. Фото: С. Божок.

На ружьё № 357, которое относится, скорее всего, к 1909 году, колодка с классическим запиранием Пёрдэ: рамкой внизу и задвижкой наверху, эжекторы с механизмом, похожим на бельгийский, ствольный блок из стали Витворта от Килби и подкладные замки Бразье. Маслов впоследствии полностью отказался от излюбленного Мацкой запирания Treble Lever Grip в пользу запирания Пёрдэ.

Ружьё Маслова № 357. Фото: Г. Кикачеишвили.

О тесной связи Мацки, а потом и Маслова с компаниями Вильяма и Джеймса Скоттов свидетельствует ружьё № 383. Если не приглядываться к надписям, то можно подумать, что перед нами «Exellentia». Тут нет ничего странного, поскольку это ружьё в «белом» виде использовали многие оружейники, в том числе, английские. Как и в случае с Мацкой, я не уверен, что вся комплектация приобреталась Масловым в Англии. Некоторые сугубо оружиеведческие нюансы позволяют думать о бельгийском происхождении отдельных деталей механизма и, вероятно, колодок ружей с замками на боковых основаниях («Exellentia» не в счёт). Во всяком случае, экономически это было бы абсолютно оправданно.

Ружьё Маслова № 383 (слева) и «Exellentia».

Следующее ружьё, о котором следует сказать, имеет № 386. На нём замки Бразье льежского типа (с задней пружиной), запирание Пёрдэ, блок стволов компании Гийома Шольберга (Guillaume Sholberg) из слаборжавеющей стали «Poldi-Anticorro» завода Poldi Hütte, а также качественная гравировка в стиле «scroll & roses». Маслов по-разному опиливал выступ бокового основания замка с задней пружиной: коротко как Мацка,  оставлял целиком (ложноподкладной) или оставлял приблизительно половину, как на ружье № 386. Такую опиловку можно увидеть скорее на вертикалках, нежели на ружьях с горизонтально спаренными стволами.

Ружьё Маслова № 386. Фото: С. Астахов.

Ружьё Маслова №456. Боковое основание замка в исполнении «ложноподкладной». Фото: С. Божок.

С началом I мировой войны получать что-либо из-за границы стало проблематично, да и заказчиков на «высокий разбор» поубавилось. В разговоры о переходе Маслова в этот период на сборку из отечественной комплектации, в частности, на ружья системы Ивашенцова не очень верится. Во всяком случае, мне таких ружей не попадалось. Известно ружьё системы Ивашенцова, полностью, включая отделку, изготовленное в Туле. На прицельной планке этого ружья можно прочитать «К. Маслов в Петрограде». Думаю, эта надпись появилась после того, как ружьё побывало у мастера в ремонте, или же он что-то делал с ним по заказу владельца. Так же поступал Б.Ф. Ружичка, ещё один бывший работник Мацки.

Ружьё «системы Ивашенцова» с надписью «К. Маслов в Петрограде» на прицельной планке. Фото: guns.ru

«Иностранный подданный», как он сам написал, Болеслав Францевич Ружичка родился в С.-Петербурге в августе 1880 года в семье портных. Из анкеты, которую Ружичка заполнил в 1934 году, следует, что его специальность — «оружейник–механик», что самостоятельным оружейником он проработал 12 лет и что 11 лет провёл за границей «для усовершенствования в ремесле». В.В. Курбатов («Оружейники Петербурга – Петрограда – Ленинграда»): «Вторым, очень известным и долго работавшим в Ленинграде оружейником был Болеслав Францевич Ружичка, ученик Новотного в Праге, он работал три года у Мацка, после чего открыл собственную мастерскую (Вознесенский пр., 45, ныне пр. Майорова, 45). Чех по национальности, седой, в очках и белом халате, он говорил медленно и веско, с иностранным акцентом (кроме русского, Ружичка знал чешский, немецкий и французский языки — прим. автора) и более всего походил на врача. От остальных оружейников он отличался тем, что был охотником и держал хороших английских сеттеров. Его специальностью был ремонт оружия. По его словам, он сделал полностью два ружья, но нашел это дело невыгодным. Однако на всех подогнанных к колодкам стволах он всегда писал: «Б. Ф. Ружичка в Петрограде» (позднее — Ленинграде), что, возможно, давало повод думать, что ружья с такими стволами изготовлены им.

Ружьё Holland&Holland со стволами, на которых имеется надпись «К.П. Маслов в Ленинграде». Фото: guns.ru 

У Ружички часто собирались охотники, в основном молодежь, которым он рассказывал о производстве и ремонте ружей, при этом постоянно повторял, в отличие от Маслова, что теперь все оружейники пользуются готовыми деталями, изготовляемыми различными заводами, которые остается лишь подогнать «по месту»». В 1926 году в книге «Дробовое ружьё и стрельба из него» С.А.Бутурлин отметил: «Теперь Б.Ф. Ружичка в Ленинграде (ул. Плеханова, 45), преемник Ф.О. Мацка – К.П. Маслов там же (ул Правды, 12) по-видимому, также могут работать хорошо…». В 1914 году Ружичка размещал свою рекламу в «Нашей охоте», называя себя «бывший ученик Ф.О. Мацка».

Реклама Ружички в журнале «Наша охота». 1914 год.

После гражданской войны мастер продолжал жить на Плеханова, 45 в квартире № 10 с женой и матерью. Он работал механиком на разных предприятиях, в том числе, на заводе граммофонов им. Кулакова, на трубочном заводе им. Калинина, на табачной фабрике №2. 2 января 1934 года Ружичка был принят на работу старшим механиком механической мастерской ленинградского отделения Академии наук СССР, но уже 16 августа был уволен в связи с «переездом в Москву». Далее его следы теряются.

 

ОРУЖЕЙНИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ХIX — XX ВЕКОВ (продолжение)

20.08.2015Byshotguncollectorin СтатьиОставить комментарий

Ружьё Ф.О. Мацки № 274. Фото:Berlie Cherney. Снимокдлястатьи Bill Wise (1938 — 2007) иГеннадия (Geno) Шарко (1959 — 2011) в «The Double Gun Journal».

 Глава IV. Франц Мацка.

Несколько слов о фамилии Мацка. По данным сайта nasejmena.cz, в Чехии её носителями сегодня являются чуть более четырёх десятков человек, в основном в Брно и его окрестностях (один из центров оружейного производства с первой четверти XIX века). В чешском и словацком языках ударение обычно падает на первый слог, поэтому МАцка. В старых изданиях эта фамилия не склоняется. В соответствии с нормами современного русского языка фамилии и имена, заканчивающиеся на безударную а без предшествующей гласной, подлежат склонению. По воспоминаниям В.В. Курбатова («Оружейники Петербурга-Петрограда-Ленинграда», Наша охота, 1989 г.), на дверях квартиры мастера висела медная табличка «Фёдор Осипович Мацка», причём имя Фёдор начиналось с буквы «фита». В старых справочниках С.-Петербурга фигурирует «Франц Осипович Мацка, оружейный мастер».

О том, что Ф.О. Мацка начинал подмастерьем у Гонно, написал в своём «Охотничьем календаре»(1885 год) Л.П. Сабанеев. С 1883 года Мацка работал самостоятельно. В С.-Петербурге он проживал в квартире  по адресу: ул. Кабинетская, 12 (одно время называлась Ивановской, сегодня — ул. Правды ). В.В. Курбатов написал, что после смерти мастера в сентябре 1907 года мастерская на Кабинетской 12 по решению суда отошла его подмастерью К.П. Маслову.  С.А. Бутурлин в статье «О цене ружей» («Псовая и ружейная охота», кн. VIII, 1900 г.) заметил: «…домовладельцы…нередко обязывают квартирантов не иметь скрипок, собак и даже детей. А ведь кузница не скрипка, даже не ребёнок, и за свою небольшую мастерскую на скромной улице, во дворе, Ф.О. Мацка платит значительно более 2000 рублей в год…» Адресный справочник Яблонского на 1893 год даёт адрес: Кабинетская 12. Тот же справочник с 1894 по 1897 год даёт адрес: Ивановская 12. В справочнике на 1898 год — вновь Кабинетская улица. Была ли она «скромной» во времена Мацки, я не знаю. Появление адреса в справочнике носило заявительный характер и имело практический смысл. По адресной книге можно было найти мастера и сделать заказ. Статистические данные говорят, что, например, в 1913 году только 4% (!) петербуржцев имели собственную недвижимость, остальные проживали в арендуемом жилье. Мацка вряд ли мог купить жильё в центре столицы не только по финансовым соображениям, но и потому, что в конце XIX века квартиры там просто не продавались. Поэтому к Маслову по суду, скорее всего, перешло право на имущество, а собственником он стал уже в новое время (бывшие собственники дома: купцы А. и И. Куранцовы, вдова гв.поручика Х.Г. Матушевича и Х.Г. Байер). Ответа на вопрос: находилась ли та самая мастерская, которую упоминал Бутурлин, на Кабинетской (Ивановской) 12, у меня нет. В 1886 году журнал «Природа и охота» опубликовал статью о 1-й выставке русского охотничьего оружия, где Мацка экспонировал свои ружья наряду с Гонно: «…Ф.О. Мацка выставил счётом 16 ружей, из которых лишь два на продажу, остальные же были взяты на время выставки у владельцев. Все эти ружья послужили своим владельцам безукоризненно, нисколько не изменив своих внутренних и наружных качеств. Большая часть этих ружей* со стволами Леопольда Бернара (лишь три с английскими дамасковыми) и замками Джозефа Бразье. Впрочем, одно было кажется с замками самого Мацка. Затворы, как двойные, так и тройные, преимущественно пружинные между курками (Ричардса), а некоторые с затворами Ланкастера. Штуцеров было им выставлено три, из них два экспресса. В числе ружей одно было бескурковое. Преимущественно ружья 12 к., но одно было 16, а другое 28-го. Сверловка всех ружей цилиндрическая и только в некоторых левые стволы чок-бор.  *Одно, 16 кал.,было по заказу с бельгийскими. В последнее время Мацка стал ставить, по желанию заказчиков, и стволы Гессе-Лемоана (E.Heuse-Lemoiner — прим. автора). Кроме ружей Мацка выставил и несколько частей ружей вчерне, как-то: ложу, замки, спусковые и кованные части. Работа всех ружей превосходная и я вполне убеждён, что равного ему мастера нет.» Высшими наградами выставки — бронзовыми медалями были награждены: Н.Ф. Гонно и Ф.О. Мацка «за безукоризненное изготовление дорогих охотничьих ружей центрального боя», Н.В. Лутковский — «за хорошее приготовление ружей центрального боя небольшой стоимости», ИТОЗ и фирма «Шаф сыновья»- «за образцовую выделку холодного охотничьего оружия». Спустя 13 лет ежемесячник «Псовая и ружейная охота» опубликовал данные экспертизы на 2-й выставке оружия Императорского Русского Технического Общества в 1897 году. На этой выставке были подвергнуты испытаниям ружья Мацки, а также Льежской Мануфактуры, Лебо, Франкотт, Верней Каррон, Губо, Новотного, Скалы и Грязнова. Из 7 ружей Мацки только в одном были выявлены недостатки в сверловке стволов (как писал Бутурлин, кривизна стволов у Мацки, как правило, встречалась в дамасковых блоках Л. Бернара). Недостатки в сверловке и в спайке, а также плохая закалка коробок были отмечены, например, у всех 4-х ружей Франкотт. Ружья Мацки выделялись «богатой» гравировкой, которая, впрочем, изяществом уступала гравировке на ружьях Франкотт. По результатам испытаний боя лучшим ружьём выставки была признана курковка Мацки 12 калибра № 199 со ствольным блоком  длиной 786 мм и чоками в обоих стволах. Промеры показали диаметр правого ствола — 18,64 мм (чок — 17,523 мм), левого ствола — 18,61 мм (чок — 17,5 мм). Ружьё продавалось по цене 430 рублей.  Оно пережило современную «реставрацию» и находится в работоспособном состоянии. Остальные ружья Мацки показали бой приблизительно такой же, как и у других участников, например, у ружья Льежской мануфактуры за 185 рублей. Ещё одно ружьё ЛМ за 280 рублей показало лучший бой, чем все двустволки Мацки (кроме № 199).

Ружьё Ф.О. Мацки № 199 — лучшее по бою на 2-й выставке оружия Императорского Русского Технического Общества в 1897 году.

Вне всякого сомнения, Франц Мацка был отличным мастером европейского уровня. Он перенял метод фабрикации у своего бывшего патрона Гонно: местная сборка и отделка с использованием качественной комплектации зарубежных производителей. Это очевидный и давно доказанный факт. Тем не менее, до сих пор идут споры о том,  что мастер делал сам, а чего не делал. Ответить на этот вопрос может помочь элементарная математика. Парадокс Бутурлина с № 257 был закончен Мацкой в 1900 году.  Значит, в первом приближении можно считать, что за 17 лет  было изготовлено 257 ружей или в среднем 15 ружей в год. Другими словами, одно ружьё в 20 дней. Допустим, Мацка работал 10 часов в день. Таким образом, затраты на производство 1 ружья составили 200 часов, что в 6 (!) раз меньше средних затрат на производство современного штучного ружья. Выводы напрашиваются сами.

ул. Правды 12 (бывшая Кабинетская). Ножной токарный станок конца XIX века.

В.В. Курбатов (надеюсь, со слов Н.П. Маслова, которого знал лично) написал: «Ложи Мацка подгонял заказчикам сам и очень тщательно…» Что мог делать Мацка на ножном токарном станке, который упоминают все, посещавшие его мастерскую? Естественно, детали вращения, такие как бойки, втулки или винты. Не стоит забывать, что все оружейные мастерские того времени занимались переделкой на центральный бой ружей под шпилечные патроны. Для многих это было существенным источником дохода. Мог ли Мацка сам вырубать ружейные колодки, используя молоток и зубило? В случае необходимости, вероятно, мог. Но была ли такая необходимость, когда можно было приобрести нужные детали у производителя, выпускавшего их в больших количествах на механизированных производствах с соответствующей себестоимостью? Судя по клеймам, Мацка обычно покупал готовые ствольные блоки, что вовсе не исключало перепайки в случае необходимости (одна пара из стали Круппа была перепаяна для С.А. Бутурлина «…в конце, чтобы уничтожить лёгкую кривизну»).  О качестве сборки Мацки говорит тот факт, что все известные сегодня ружья с его именем находятся в работоспособном состоянии. Именно качественная сборка наряду с качеством материалов обеспечивает, например, долговечность запирания. Занимался ли мастер доводкой боя? С.А. Бутурлин писал: «…хороший мастер не раз и не два с иным ружьём подъедет в тир, постреляет и опять примется кое-где трогать сверлом и полировать.» Школу Ф.О. Мацки прошли его подмастерья, ставшие потом самостоятельными мастерами: Б.Ф. Ружичка и Н.П. Маслов. Ю.В. Шокарев считает, что И.Л. Алешкин тоже некоторое время работал у Мацки, хотя прямых доказательств этому нет.

РужьёМацки №17 «bar-in-wood». 1883 год. Фото: Tuomo Hopeasaari

Если говорить о комплектации, то поставщиками, чьи изделия преобладают на ружьях Мацки, были: P. Webley & Son и/или W. & C. Scott & Son (Webley & Scott Ltd — после 21.10.1897), Joseph Brazier & Son, Thomas Kilby & Son и Manufacture Liegeoise d`Armes a Feu (ML). Что касается категоричного заявления В.В. Курбатова о поставках с фабрики Биттнера, я не уверен, что это так. На ружьях Мацки хорошо известное клеймо Биттнера не наблюдается. Особо дотошные читатели наверняка вспомнят заметку Ю.А. Маслова и его утверждение, что «Услугами фабрики из Вейперта (Биттнера — прим. авт.) пользовались такие известные производители высококлассного оружия как Йохан Шпрингер и Йохан Калецки из Вены, Ян Новотны в Праге, ферлахские штучники» («Мастер Ружьё», № 4 (157) 2010 г). Ответ автора заметки на прямой вопрос об источниках информации свёлся к неназванной «старой охотничьей периодике» и «личной практике». По данным чешских исследователей, в лучшие времена у Биттнера работало порядка 100 человек, выпускавших около 650 ружей в год. Несопоставимые цифры с механизированным производством, например, Льежской мануфактуры или компании W. & C. Scott & Son, где ружья и дешёвая комплектация хорошего качества производились поточно.  Впрочем, всё может быть. Ответ даст ружьё Мацки с колодкой, которую можно однозначно атрибутировать как изготовленную в Вейперте, естественно, если таковая будет найдена. Особый интерес вызывают ранние работы мастера, потому что в них просматривается преемственность от Гонно именно в отношении производителей комплектации. К сожалению, ружей, которые относятся к первым годам самостоятельной работы Ф.О. Мацки, известно очень мало, но даже те, что можно увидеть, позволяют сделать интересные выводы о поставщиках. Например, курковка № 17  1883 года cо стволами Леопольда Бернара и «колодкой в дереве»  (bar-in-wood). Такие курковки выпускали известные фирмы Пёрдэ и Вестли Ричардс, а также другие производители, в числе которых была фирма P. Webley & Son.  С ней и с компанией Леопольда Бернара сотрудничал Гонно, у которого Мацка начинал свою деятельность в России.

    Ружьё Мацки № 188. Замки Бразье с задним расположением боевой пружины.

Теперь о том, что не вызывает сомнений. Мацка применял тип верхнего скрепления Webley Top Screw Grip («верхнее резьбовое запирание Вебли»), который был запатентован Томасом Вильямом Вебли и Томасом Брейном (Британский патент № 3053 от 20.06.1882, американский патент № 275737 от 15.01.1883). В первоначальном варианте, благодаря резьбе на оси ключа, взаимодействующей с резьбой в отверстии коробки, головка ключа при повороте перемещалась вверх-вниз, прижимая выступ на продолжении прицельной планки. Потом конструкцию изменили. Ключ насаживался на втулку с внутренней резьбой, которая ходила по вертикальному винту. Винт можно было подтягивать, легко компенсируя износ резьбы. Сам выступ, называвшийся компенсационным (compensating lump) и, соответственно, паз в ствольной коробке, могли быть самой разной формы, например, иметь вид так называемой «кукольной головы» (doll’s head). 

Два вида Webley Top Screw Grip на ружьях Мацки.

Мацка использовал ещё один способ верхнего скрепления типа Westley Richards (британский патент № 1572 от 14.06. 1871.), когда компенсационный выступ запирался горизонтальной задвижкой. Вместе с рамкой Пёрдэ (как правило) он представляет собой механизм запирания, получивший название Triplex (или Triple, или Treble) Lever Grip («тройное рычажное запирание»). При этом задвижка могла приводиться боковым рычагом (как в патенте Вебли и Брейна), нижним рычагом или верхним ключом. Скрепление Webley Top Screw Grip и запирание Triplex Lever Grip широко применяли бирмингемские оружейные мануфактуры P. Webley & Son и W. & C. Scott & Son, а потом и объединённая Webley & Scott Ltd. Вывод о том, что Мацка сотрудничал с ними, следует не только из этого факта или, скажем, факта его работы у Гонно, который имел деловые контакты с этими производителями, но и из анализа геометрии затворных коробок его курковок, оказавшейся идентичной геометрии колодок, выпущенных в Бирмингеме. Что касается бескурковых ружей, то английское происхождение колодок не столь очевидно, хотя есть признаки, прямо указывающие на это.

Запирание Triple Lever Grip на ружьях Мацки № 236 (слева),  № 274 (по центру) и на ружье P. Webley & Son (справа).

Так знаменитый «глазок» на боковом основании (см. «Роковое ружьё Хэмингуэя«), запатентованный 15 сентября 1875 года и использовавшийся на ружьях W. & C. Scott & Son, а потом Webley & Scott до 1906 года, можно наблюдать на ружье Мацки № 306. Повторяется форма врезки спусковой скобы в коробку, иногда форма опиловки боковых оснований замков и даже декор. Мацка, как правило, применял подкладные курковые замки с личинкой на 4-х винтах. У  W. & C. Scott & Son такой можно увидеть, например, на курковке 10 калибра. У Мацки тоже есть двустволка 10 калибра с полным набором лондонских клейм, означающим, что она собрана и отстреляна в Англии, скорее всего, в «белом» виде (к вопросу, что мастер делал сам).

Ружьё Ф.О. Мацки 10 кал. № 232. Снимок предоставлен Классическим ювелирным Домом «Лобортас». Фото: Владислав Филин.

Отношение Мацки к запиранию с течением времени менялось: от «двойного» с рамкой Пёрдэ до Triple Lever Grip. В конце концов пришло понимание, что количество узлов  скрепления не влияет на его долговечность. В 1899 году журнал «Псовая и ружейная охота» опубликовал письмо под заголовком «Об оружейнике г. Мацка». Автор письма, характеризуя мастера, как человека «вполне бескорыстного, пренебрегающего даже своими интересами ради желания служить нашему охотничьему делу», поведал следующую историю. У него расшаталось ружьё с двойным затвором, и он обратился к Ф.О. Мацке с просьбой установить тройной затвор. Мастер в ответ написал, что эта работа может стоить от 50 до 250 рублей, но она лишняя, поскольку третий узел «есть пятое колесо в телеге и пользы он не приносит», и что Пёрдэ и Ланкастер обходятся без него. Их ружья «даже после долгого употребления не дают шатания, тогда как Франкотт, Зауэр и Лебо, несмотря на тройные затворы, в непродолжительном времени отлично расшатываются». Мацка использовал замки преимущественно от Joseph Brazier & Son. Понятный выбор, если учесть репутацию компании Джозефа Бразье, поставлявшего свои изделия самым уважаемым английским производителям. На ружьях Мацки можно наблюдать 5 видов замков:  курковый с передним расположением боевой пружины без отбоя курка, такой же с отбоем, курковый льежского типа с пружиной сзади, а также 2 бескурковых на боковых основаниях с передним и задним расположением пружины.

Курковые подкладные замки компании Joseph Brazier & Son с отбоем (справа) и без. Личинка на 4-х винтах.

Курковый ложноподкладной замок компании Joseph Brazier & Son с ружья Мацки №188

Подкладной замок компании Joseph Brazier & Son на  ружье Мацки  №161. Фото: guns.ru

Замок льежского типа компании Joseph Brazier & Son с ружья Мацки №301.

Ещё один вариант замка компании Joseph Brazier & Son с ружья Мацки №274.

Опиловка боковых оснований курковых и бескурковых замков тоже 2-х видов. Либо это классический подкладной или ложноподкладной замок, выступ основания которого заходит в паз коробки, либо это укороченное основание без выступа. К сожалению,  не всегда удаётся увидеть замки изнутри. Между тем, их выпускало множество производителей. Поэтому на ружьях Мацки, кроме замков Бразье могут быть и другие, правда, таких я пока не встречал. На ружьях мастера редко, но встречаются эжекторы  Дили или Голланда. Причина в том, что русские охотники их не любили и считали ненужным излишеством.

                   Ружьё Мацки № 304. Вариант опиловки бокового основания замка Бразье.

Ружьё Мацки № 301. Опиловка бокового основания замка Бразье в исполнении «ложноподкладной».

Атрибуция стволов и ствольных блоков никаких вопросов не вызывает. Мацка использовал дамасковые блоки Леопольда Бернара (L. Bernard) и Хёс-Лемуана (E.Heuse-Lemoiner), а также дамасковые, ламинатные и стальные (сталь Витворта)блоки производства Томаса Килби (Thomas Kilby & Son). После 2-й выставки оружия 1897 года у Мацки появились стволы Льежской мануфактуры (Manufacture Liegeoise d`Armes a Feu) из стали завода Коккериль. Появление «специальной стали» Круппа («три кольца») сопровождалось публикациями результатов всевозможных испытаний, доказывающих её превосходство над другими ствольными материалами. Несмотря на то, что на некорректность этих испытаний обращали внимание его современники, С.А. Бутурлин, опираясь только на публикации в иностранной печати, начал пропагандировать достоинства крупповской стали. При этом, веря рекламе, он думал, что «специальная сталь» эксклюзивно поставляется на Sauer & Son, а Мацка безуспешно пытался там заказать стволы. В 1898 году Бутурлин получил информацию от представителя Круппа в Англии Августа Рейхвальда, что стволы из стали Круппа (гладкие) можно приобрести по цене 50 шиллингов (24 рубля) за пару и 70 шиллингов (30 рублей) — за спаянный блок (если покупалось менее дюжины, то цена увеличивалась на 10 шиллингов), после чего написал Мацке: «…реклама Зауэра — вздор».  Мацка впоследствии по желанию клиентов иногда заказывал  ствольные блоки из «специальной стали» Круппа у Килби.

Парадокс 24 кал. Бутурлина — Мацки № 257. Все снимки этого ружья предоставлены Национальным музеем Удмурдской Республики им. Кузебая Герда.

Настоящая история парадоксов Ф.О. Мацки затерялась в многочисленных интерпретациях современных «оружиеведов». Ружья с такой сверловкой мастер изготавливал и до парадокса Бутурлина.  Так ружьё № 184 12 калибра со сверловкой «парадокс» в обоих стволах демонстрировалось на  2-й выставке оружия Императорского Русского Технического Общества в 1897 году наряду с парадоксами Новотного и Льежской мануфактуры. Оно было укомплектовано дамасковым ствольным блоком длиной 763 мм и весом 3,417 кг, сверление в котором выполнила компания A. Francotte & Cie. Парадокс принадлежал инженер-полковнику Михаилу Михайловичу Стесселю (ещё одно ружьё Мацки № 122 с гладкими стволами было украдено у Стесселя на Николавском вокзале С.-Петербурга). Парадокс Мацки № 200 имел внутрикурковые замки на боковых основаниях, дамасковые стволы Килби длиной 30 дюймов и весил 3,336 кг.

Письмо Ф.О. Мацки С.А. Бутурлину от 4.06.1900 г. Публикуется впервые. Из коллекции Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова.

С.А. Бутурлин, заказавший Ф.О. Мацке парадокс в 24 калибре, писал: «Что касается моего парадокса 24 кал., то первая пара стволов была в 1898 г. исполнена по моим расчётам Льежской Мануфактурой из стали завода Дж. Коккериль. Стволы вышли прекрасные по бою, как и вторая пара, исполненная по тем же данным из специальной ствольной стали Круппа.» 27 декабря 1898 года Мацка написал Бутурлину: «Кривизна чоковых стволов есть от (неразборчиво), и я надеюсь их выровнять, не знаю как быть с нарезкой парадокса, если их выслать франкотту, он мне уже раз нарезал, но берёт за это 160 франков, если Вы согласны, то прошу мне сообщить. Планки придётся вероятно в казне унизить, так они сейчас, то должно ружьё очень высить, крюки в казне паяные медью» (пунктуация и орфография сохранены — прим. автора). 4 июня 1900 года Мацка написал Бутурлину, что ружьё будет закончено в конце месяца.  Парадокс № 257 был приобретён у Александра Сергеевича, сына Сергея Александровича Бутурлина, и сегодня находится в коллекции Национального музея Удмурдской Республики им. Кузебая Герда. Ружьё имеет 2 пары стволов, одна из которых ГЛАДКАЯ. Верхнее скрепление похоже на «rising bite» Ригби и Бизела («поднимающийся запор» — сложное и сверхнадёжное скрепление, британский патент №1141 от 1879 года)  тем, что имеет такую же «петлю» на продолжении прицельной планки, но на этом сходство и заканчивается.

Парадокс Бутурлина — Мацки. Верхнее скрепление выполнено в виде петли. Стволы из «специальной стали» Круппа.

Система запирания Бутурлина состоит из 3-х частей: тройной рамки, дополнительно прижимающей сверху выступающую за казённый срез часть заднего крюка (такую рамку придумала компания Верней Каррон), продольного (не путать с поперечным) болта Гринера, заходящего в отверстие на казённом срезе между патронниками ниже выступа прицельной планки (британский патент № 2231 от 1863 года), и петли, которая представляет собой продолжение прицельной планки. Такое избыточное запирание, имеющее 5 (!) скреплений, скорее всего, есть результат неверного понимания процессов, происходящих в точках скрепления в момент выстрела. Не думаю, что это можно ставить в вину С.А. Бутурлину, оружиеведу — самоучке, не имевшему специального  технического образования. Почему Мацка, хорошо понимавший все эти вопросы, не отговорил Сергея Александровича? Вероятно, из-за авторитета Бутурлина, тем более, что заказывая свой парадокс, тот расписал его конструкцию с точностью до миллиметра.  Как бы там ни было, в мире не существует другого ружья с такой же системой запирания. В этом смысле парадокс Бутурлина уникален.

Рисунок С.А. Бутурлина. Публикуется впервые. Из коллекции Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова.

    Запирание Бутурлина: 1,2,3 — точки скрепления тройной рамкой (внизу справа), 4 — продольный болт Гринера, 5 — «петля».

В 1935 году С.А. Бутурлин писал Е.С. Гуревичу: «Однако, мой покойный друг и учитель в 1898 г. уговорил меня поставить на мой парадокс 24 кал. любимый им (Ивашенцовым — прим. автора) нижний ключ Дау…» Нижний рычаг Дау в парадоксе Бутурлина, как и во 2-й системе Ивашенцова, используется для запирания и взведения замков. Во втором издании своей книги «Охота и спорт» А.П. Ивашенцов предлагал в качестве альтернативы замкам Скотта (использовались в ружьях Ивашенцова) ложноподкладные «замки Мура и Грэя» (William Moore  & Grey, известная в прошлом оружейная компания, к изобретению ложноподкладного замка отношения не имела — прим. автора). На парадоксе Бутурлина стоят замки с задним расположением боевой пружины, по расположению и количеству «пинов» очень похожие на замки Бразье, и, совершенно точно, это не замки Скотта. Таким образом, парадокс Бутурлина не является ружьём «системы Ивашенцова». Мацка выпускал ещё ружья «системы Бутурлина». В каком количестве — неизвестно. В ГИМе находится ружьё № 322 — копия известного парадокса, но только гравированная и с гладкими стволами. Парадокс Бутурлина демонстрирует возможности самого Мацки, как оружейного мастера. Пожалуй, не в одно другое ружьё не было вложено столько его собственного труда, что, кстати, нашло отражение в сроках изготовления парадокса — около двух лет.

Парадокс Бутурлина — Мацки.  Боковое основание замка.

Бытует ошибочное мнение о том, что С.А. Бутурлин — изобретатель парадоксов малого калибра.  Автором патента № 7568 от 20.07.1885 года на сверловку «райфл-чок», названную потом компанией H&H «парадоксом», был Георг В. Фосбери (G.V. Fosbery), тот самый отставной подполковник 4-го Бенгальского полка Индийской армии Её Величества, который позднее придумал автоматический револьвер. Заказчиком первого парадокса 20 калибра, изготовленного компанией H&H в 1891 году, был некто Ходгсон. Ружьё в исполнении «Роял» весило 2.9 кг. Следующее с № 11972 было тоже 20 калибра. С.А. Бутурлин заказал парадокс с семью нарезами в 24 кал. под тонкую латунную гильзу и диаметром гладкой части канала 15,75 мм. Между тем, это полноценный 20-й калибр. Геометрия канала полностью повторяет патент Фосбери. Все разговоры относительно «авторства» С.А. Бутурлина основываются на его собственных высказываниях в капитальном труде «Стрельба пулей. Охотничье пульное оружие», где он утверждал, что компания H&H начала выпускать парадоксы в 20 кал. «около 1903 года». О том, что это произошло гораздо раньше, С.А. Бутурлин, вероятно, просто не знал.

1923 год. С.А. Бутурлин (третий справа) со своим парадоксом на охоте. Снимок предоставлен Ульяновским областным краеведческим музеем им. И.А. Гончарова.

Между тем, не на все вопросы, появившиеся после изучения изделий Мацки, найдены ответы. Неизвестно кто занимался отделкой его оружия. На некоторых ранних ружьях высококлассная гравировка неотличима от лучших образцов гравёрной работы, например, компании W. & C. Scott & Son. Что это может означать? Копирование? Возможно…

Гравировка на ружье Мацки № 113. Практически английская работа.

Ещё один вопрос. Выяснилось, что одна и та же рука гравировала изделия Ф.О. Мацки и И.Л. Алешкина. Кто этот неизвестный мастер? Ответ пока не найден.

Ружья Ф.О. Мацки №301 (слева) и И.Л. Алешкина №75. Одинаковые  замки (Бразье) и система взведения. Гравировка выполнена одной и той же рукой.

Интересная  история произошла с участием ружья Мацки .410 кал. Долгое время циркулировала ошибочная информация о том, что это ружьё было изготовлено компанией Лебо — Куралли для цесаревича Алексея, сына Николая II (ничем не подтверждённая версия). В 1991 группа специалистов, в которой были известные в оружейном мире персоны: Девид Тревальян, Михаэль Макинтош и Дэвид  Бейкер, посетила Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в С.-Петербурге (ВИМ). Сохранилась фотография г-на Макинтоша с ружьецом .410 калибра.  В 1993 году в Double Gun Journal вышла статья, где оно было названо ружьём Лебо. И только в 2007 году на старых снимках боковых оснований двустволки была обнаружена надпись «Ф.О. Мацка». Ружьё имеет интересную гравировку с «рокайлями» (по определению Ю.В. Шокарева). В Государственном историческом музее (ГИМ) имеется ружьё Мацки 12 кал. № 306 с аналогичной гравировкой. Мастер, выполнивший эту работу, неизвестен.

Ружьё Мацки .410 калибра в Double Gun Journal. Михаэль Макинтош (1933 — 2010) с этим ружьём. Фото: doublegunshop.com

Гравировка в стиле «рокайль»  на ружье Мацки № 306 12 кал. (ГИМ).

Если принять во внимание сложность гравировки на ружьях Мацки и приведённый в начале статьи расчёт (одно ружьё в 20 дней), то становится ясно, что один гравёр не в состоянии был выполнить такую работу. Ниже представлены два снимка разных ружей Мацки одной системы. Верхнее ружьё, определённо имеет более качественную гравировку. Внимательное рассмотрение создаёт ощущение работы разных мастеров. Один — более  мастеровитый с хорошим художественным вкусом, другой — старательный, но менее изощрённый в мастерстве, возможно, ученик или подмастерье. Если приглядеться, то можно увидеть, что картинка под казённой частью верхнего ружья повторяется на боковом основании нижнего. Можно предположить, что обе работы были сделаны в одной мастерской. Среди старых любителей охотничьего оружия С.-Петербурга бытовало мнение, что ружья Мацки гравировались в Риге. Версия, не лишённая оснований, если учесть, что в этом городе в 1872 году Рижским (немецким) торговым союзом было открыто лучшее в Российской империи ремесленное училище (Gewerbeschule des Rigaer Gewerbe-Vereins), в котором готовили в том числе гравёров по металлу. В С.-Петербурге этой специальности обучали в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, где среди студентов и преподавателей было много уроженцев Латвии.

Два одинаковых ружья Мацки. Гравировка на верхнем № 224 исполнена более мастерски. Фото: Е. Калашников и С. Божок

Ружьё Мацки № 326. Пример объёмной, но не самой сложной гравёрной работы. Фото: Ю. Максимов.

Ружьё Мацки № 310 из коллекции П.Н. Гусева.  «Пражский» стиль гравировки, совмещённый  с оброном, всечка золотом. Фото: А. Журавков.

Гравировка на ружье Мацки № 164.

На свои ружья Мацка, как правило, ставил металлический затыльник, среди охотников получивший название «скелетон». Форма ложи могла быть самой разной: прямой, пистолетной или полупистолетной, редко — со «щекой», но обычно имела «слёзки» в месте врезки задней части боковых оснований. Пистолетная рукоятка всегда оканчивалась медальоном.

Металлический затыльник «скелетон» и медальон на ружьях Мацки были обычными атрибутами.

О.А. Егоров написал («Ещё раз про Мацку и немножко о профессионализме», МОГ, №22, 1995 г.), что Мацка брал деньги у заказчика вперёд, делая соответствующую запись в тетради. Номер заказа потом становился номером ружья. Возможно, так оно и было, но не всегда. На 1-й и 2-й выставках оружия Императорского Русского Технического Общества несколько ружей Мацки не имели владельцев, и были выставлены самим мастером. Одно из них № 200 по совету А.П. Ивашенцова приобрёл некто Лосев. «Парадоксы» в стволах его ружья были убраны (левый ствол — чок, правый -цилиндр). За эту работу, а также за золотой медальон с монограммой владельца и кожаный футляр Мацка денег не взял. Ружьё было продано по той же цене 460 рублей, с которой оно фигурировало на выставке. Попытку раскрыть экономику производства штучных ружей на примере Мацки в своё время предпринял С.А. Бутурлин («О цене ружей», Псовая и ружейная охота, кн.VIII, 1900 г.). Статья его, наряду с множеством интересных фактов, имеет необоснованные предположения. В частности, Бутурлин считал, что Мацка выпускает 25 ружей в год. Проверим расчёт Бутурлина, опираясь на его же данные, но только исходя из объёма производства 15 ружей в год. Аренда мастерской — 133 руб., страховка и инвентарь — 20 руб., стволы — 65 руб., ложа и цевьё — 37 руб., замки — 20 руб., другие части — 20 руб. Итого: 295 рублей. Остаётся 135 рублей (из 430). Бутурлин делал допущение, что работа сторонних мастеров стоит 12 рублей. Между тем, во времена Мацки нормальная оплата хорошего мастера составляла 3-4 рубля в день. В любом случае 123 рубля за ружьё или приблизительно 184 рубля дохода в месяц на мастера и подмастерье, даже если гипотетически предположить (как Бутурлин), что вся работа выполнялась ими, — очень маленькая цифра.  Не зная особенностей ценообразования, бессмысленно искать ошибки в этих расчётах. Поэтому лучшее представление даёт сравнительный анализ. Так курковое ружьё с Triple Lever Grip от компании W. & C. Scott & Son магазин А. Биткова продавал за 150, а Э. Бернгард и Ко — за 225 рублей, но это были ружья в рядовом исполнении. Великолепно гравированное садочное курковое ружьё той же компании со стволами из стали Витворта магазин Э. Бернгард и Ко предлагал за 725 рублей. Аналогичное ружьё Мацки стоило 430 рублей.

Ружьё Мацки № 301.

Не стоит думать, что Мацка изготавливал ружья только «высокого разбора». В журнале «Природа и охота» за 1885 год мастер разместил объявление, в котором сообщал, что лично изготавливает ружья высшего класса со стволами Леопольда Бернара или лучшими английскими, аккуратной и чистой работы с тонкой гравировкой и точным механизмом по цене 350 рублей, штуцеры по цене 400 рублей. Ружья «второго разбора» со стволами  Хёс-Лемуана (E.Heuse-Lemoiner) и таким же точным механизмом предлагались за 200 рублей.  Из объявления следовало, что готовые ружья находятся на складе по адресу: Кабинетская, 12.  Действительно, иногда попадаются курковки Мацки, которые «высоким разбором» не назовёшь. А. Битков, в 1890 году называвший себя «оружейным мастером», размещал объявления в  «Охотничьей газете» о продаже подержанного ружья Мацки со стволами из стали Витворта «за полцены».  «Полцены» в первом объявлении означали 500 рублей, в последующих — 300. Спустя несколько месяцев объявление перестало выходить, вероятно, ружьё было продано. Означает ли это, что в 1890 году фамилия Мацка была уже на слуху? Скорее всего, да. В всяком случае, объявлений самого мастера я больше не нашёл. Большую известность Мацке принесло опубликование результатов экспертизы на 2-й выставке оружия Императорского Русского Технического Общества. Для их автора С. А. Бутурлина выставка предоставила возможность досконально изучить изделия Мацки. Являясь товарищем (заместителем) председателя (А.П. Ивашенцова) и секретарём первой секции экспертной комиссии выставки, Сергей Александрович  написал программу испытаний нарезного оружия и лично в них участвовал (программу испытаний гладкоствольного оружия написал А.П. Ивашенцов). 

Экспертная комиссия 2-й выставки оружия Императорского Русского Технического Общества. А.П. Ивашенцов (сидит первый справа) и С.А. Бутурлин (стоит второй справа). Снимок предоставлен Ульяновским областным краеведческим музеем им. И.А. Гончарова.

Предоставим слово С.А. Бутурлину: «Главной отличительной чертой работы этого мастера (Мацки — прим. автора) является исключительно хорошая пригонка частей ружья, как металлических, так и деревянных. Точность его работы настолько велика, что ружья лучших английских мастеров скорее уступят ему в этом, чем превзойдут его. Он прекрасно калит колодки и другие части ружья, а это, в связи с великолепной пригонкой и отчетливостью действия частей, обусловливает долговечность службы его ружей. Для ружей своих он берет лучшие по материалу и выделке стволы и замки. Если что и можно поставить в упрек этому мастеру, то это — не всегда удачное помещение центра тяжести в ружье и несколько тяжелый общий вид ружья. Только в одном этом отношении ружья Ф. Мацка могут быть превзойдены такими знаменитостями, как Гонно, Перде, и др. Вышеназванные, бесспорно главнейшие для службы ружья качества, в связи с оказанным как дробовыми, так и пульными ружьями прекрасным боем и умеренными, сравнительно, например, даже с Лебо и Франкоттом, ценами, равно и разумный выбор бескурковых систем,—дают, по мнению Экспертной Комиссии, Мацке право на получение первой награды—золотой медали Императорского Русского Технического Общества». Между тем, докладывая об итогах выставки на заседании Русского Технического Общества, С.А. Бутурлин заявил: «...Применение стали Коккериль и хороших сортов Дамаска, замечательная точность и однообразие выделки стволов… гарантируют прочность и безопасность, и вообще, хорошую службу и бой ружей «Льежской мануфактуры». …Ружья этой фирмы стоимостью до 430 рублей стояли, несмотря на низкую цену, выше ружей таких прекрасных мастеров, как Мацка».  Такой вывод Бутурлин сделал, прежде всего, исходя из оценки боя. Качество боя — это, пожалуй, единственная характеристика, в оценке которой расходятся современные владельцы ружей Мацки. Попробовать оптимизировать бой ружей мастера решил некий г-н Э.Б., опубликовавший заметку о своих опытах в «Охотничьей газете» в 1889 году. В эксперименте участвовали 2 ружья Мацки: одно — со стволами Л. Бернара (без чоков, длина 18 вершков, 12 калибр) и бумажными гильзами Беккера, другое — со стволами Килби (чоки, длина 16 вершков, 12 калибр) и медными гильзами Венига  14-го калибра. Используя 65 мм гильзы, порох Охтенского завода и английскую дробь разного размера, вышеозначенный господин получил результаты, которые по методике оценки боя Ивашенцова позволили написать, что «данные ружья бьют слишком хорошо». О самих ружьях он высказался так: «…Пригонка всех мельчайших частей до того артистична, что комар носа не подточит…всё идёт как по маслу…бой…свидетельствует о их совершенстве, за что считаю непременным долгом принести уважаемому Францу Осиповичу свою искреннюю благодарность». Судя по старой периодике, некоторые ружья Мацки действительно имели отличный бой, но это не меняет картину в общем-то ничем не выдающегося, по современным понятиям, боя его ружей, находящихся до сих пор в эксплуатации. Думаю, причина в том, что сегодня мало кто экспериментирует с оптимизацией боя, предпочитая пользоваться патронами заводского снаряжения.

Сводная таблица ружей Ф.О. Мацки. Условные сокращения: P — рамка Пёрдэ, WSG — Webley Screw Grip, L — loop (петля), TLG — Triple Lever Grip.

В 1900 году Бутурлин написал, что «спрос на ружья Мацки больше предложения».  Так это или нет, но все ружья мастера нашли своих владельцев. Среди них был Великий князь Георгий Александрович (1871 — 1899), младший брат Николая II. Его двухствольный штуцер со стволами Килби (номер блока 20799) был изъят из Гатчинского арсенала Питерской ЧК в ноябре 1921 года.  С 1883 по 1907 год Мацка выпустил чуть более 340 ружей, но для подавляющего большинства русских охотников эти ружья были просто не по карману. Австрийского подданного Франца Мацку похоронили 23 сентября 1907 года на Успенском кладбище С.-Петербурга. Мастер не был женат и не оставил потомков. После смерти Ф.О. Мацки  дело продолжил  его бывший подмастерье К.П. Маслов.

Вместо заключения.

История про одно из лучших ружей, изготовленных в XX веке в России, была написана Биллом Вайсом (1938 — 2007) и Геннадием Шарко (1959 — 2011) для американского журнала «The Double Gun & Single Shot Journal» (vol. 16, iss.2, 2005). Она посвящена ружью Мацки № 274 и, отчасти, самому мастеру.  Ружьё сейчас находится в США, куда переехало из Англии.  В туманный Альбион ружьё в своё время привёз английский дипломат, купивший его в 1910 году в Париже у дипломата из России. Дробовик 12 калибра весом 3,43 кг со стволами Килби весом 1,72 кг из стали Витворта имеет обратные замки Бразье и запирается с помощью нижнего рычага Дау. Его сравнение с ружьём Вудварда «The Automatic» совершенно безосновательно, поскольку ружьё Мацки взводится обычным способом при переламывании. Ружьё № 274 смотрели многие специалисты и все в один голос отмечали идеальную подгонку и гравировку, которая выглядит «ошеломляюще». 

ГравировканаружьеМацки № 274. Фото: Berlie Cherney («The Double Gun Journal»).

На г-на Вайса особенно сильное впечатление произвела гильошировка слегка вогнутой прицельной планки, выполненная вручную. По его словам, ничего лучшего в жизни он не видел. С ним согласились эксперты, такие как Михаэль Петров (1947 -2014). Опрошенные им гравёры сообщили, что если кто и возьмётся сегодня за такую работу, то стоить она будет от 100$ за дюйм. Стволы ружья Мацки  длиной 30 дюймов не имеют чоковых сужений. Два профессиональных стрелка заявили, что с этим ружьём управляться так же удобно, как с лучшими ружьями, из которых им только приходилось стрелять, включая Пёрдэ и Фабри. В Англии для ружья Мацки компанией Charles Osborne & Co была изготовлена вторая пара стволов длиной 28 дюймов.

Гильошировка прицельной планки выполнена вручную.

Надпись перед кнопкой предохранителя.

На один вопрос относительно этого ружья авторы статьи ответ не нашли. На золотой вставке перед кнопкой предохранителя, где на ружьях Мацки можно наблюдать «safe», «закрыто» или просто «S», находится надпись.  Г. Шарко увидел «полЪно» (через «ять») и предположил, что речь идёт о фамилии Поленов. Я думаю, что написано слово «нольно» в значении,  которое на современных выключателях  имеет «О» (ноль) — «выключено». Снимок ружья Мацки № 274 размещён в начале этой статьи. Вне всякого сомнения, это действительно лучшее из известных на сегодняшний день ружей мастера, но за его именем на ружье скрыты имена других мастеров. К сожалению и скорее всего они никогда не станут известны, но именно этим безызвестным мастерам должна принадлежать часть славы Франца Мацки.

Источник http://shotguncollector.com/2015/08/

 

  • О нас
  • Новости
  • Купить-Продать Мацка
  • Фотогалерея
  • Контакты
  • Статьи о Франце Мацке в прессе и интернете
    • Знаменитые Ружья. Мацка.
    • "Охотничьи просторы" N42, 1985 год:
    • Отечественные оружейники.Мастер Маслов.
    • Ружьё мастера Ф. Мацка
    • Мацка – жемчужина российского оружейного мастерства.
    • Франц Осипович Мацка
    • Английское ружье петербургского чеха
    • Мацка
    • ОРУЖЕЙНИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ХIX — XX ВЕКОВ (продолжение)
    • Эксперт сайта matzka.RU
    • Мацка-Русская Легенда
    • Ivashentsov`s systems
    • Magic of hunting gun
  • Статьи от MATZKA.RU
    • Нумерация ружей Франца Мацки
    • 150305 MATZKA.RU
    • James Purdey
    • 160501 Оценить ружье Мацка
    • 160218 MATZKA
  • Статьи об истории Русского оружия
    • Новая страница
    • Петербургские звезды
  • О нас
  • Новости
  • Купить-Продать Мацка
  • Фотогалерея
  • Контакты
  • Статьи о Франце Мацке в прессе и интернете
    • Знаменитые Ружья. Мацка.
    • "Охотничьи просторы" N42, 1985 год:
    • Отечественные оружейники.Мастер Маслов.
    • Ружьё мастера Ф. Мацка
    • Мацка – жемчужина российского оружейного мастерства.
    • Франц Осипович Мацка
    • Английское ружье петербургского чеха
    • Мацка
    • ОРУЖЕЙНИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ХIX — XX ВЕКОВ (продолжение)
    • Эксперт сайта matzka.RU
    • Мацка-Русская Легенда
    • Ivashentsov`s systems
    • Magic of hunting gun
  • Статьи от MATZKA.RU
    • Нумерация ружей Франца Мацки
    • 150305 MATZKA.RU
    • James Purdey
    • 160501 Оценить ружье Мацка
    • 160218 MATZKA
  • Статьи об истории Русского оружия
    • Новая страница
    • Петербургские звезды
   
flexsmm.com
Яндекс.Метрика
© matzka.ru